Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основой для функционирования развитого общества и его политической системы является законность. Данный принцип затрагивает и сферу публичной, и частной жизни. Законность отвечает за некий баланс в обществе, потому что от её соблюдения зависит то, насколько развита политика государства по отношению к обществу. Результат соблюдения законности – это соблюдённый правопорядок. Условие появления и существования законности – развитое общество, гражданско-правовое государство. В этой связи особую важность приобретают способы поддержания законности. Одним из таких способов можно назвать обращения граждан в полицию. Так как в Российской Федерации гражданское общество находится на этапе становления, а также ввиду низкого рейтинга доверия правоохранительным органам, рассматриваемая тема особенно актуальна.
Вопросы правового регулирования деятельности полиции рассматриваются в работах довольно широкого круга ученых-административистов, среди которых можно выделить таких авторов, как И.Е. Андреевский, С.Н. Бочаров, И.И. Веремеенко, А.М. Воронова, А.И. Елистратов, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, М.В. Костенников, А.В. Куракин, В.В. Лунев, Л.Л. Попов, Н.Ф. Попова, Б.В. Россинский, С.С. Студеникин, Ю.Н. Старилов, С.А. Старостин, М.Е. Труфанов, А.П. Шергин и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с процессом обеспечения законности в рамках обращения граждан в полицию.
Предметом исследования является Конституция РФ, федеральные законы и ведомственные акты, касающиеся обращений граждан в государственные органы, в том числе – в полицию, а также регулирующие порядок рассмотрения данных обращений.
Цель исследования – анализ обращений граждан в полицию как способа обеспечения законности. Следующие задачи ставятся для достижения поставленной цели:
- раскрыть понятие законности, его основные принципы;
- определить, какими гарантиями достигается законность.
Основные методы, использованные в работе: сравнительно-правовой, диалектический метод научного познания, логический и другие.
Научную базу для данной работы составили труды таких учёных, как Е.С. Вершинина, Е.В. Герасимова, С.В. Калинина, В.Б. Поезжалов и других. Эмпирическую основу составили обзоры обращений граждан отделениями полиции, обзор судебных решений.
Структура работы соответствует поставленным задачам и включает следующие элементы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЗАКОННОСТИ
Можно найти множество понятий «законности» в юридической литературе. Например, профессор М.С. Строгович трактовал законность как принцип деятельности государства, его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Как соответствие правовой деятельности закону определял законность проф. Л.С. Явич. В качестве «системы социальных и юридических требований правомерного поведения» рассматривает законность проф. Н.Н. Вопленко . Исполнение всеми субъектами права действующего законодательства, строгое следование букве закона – основная черта, которая подчёркивается всеми авторами.
Приведённые примеры определений из литературы не раскрывают, например, содержания законности, её сущности, а, скорее, раскрывают её функционал. Хотя функции определяются, в общем-то, сущностью и содержанием явления, эти понятия не приравниваются. При даче определений понятию «законность» также не берётся в расчёт смысл соблюдаемых законов, речь идёт только о неукоснительном следовании им. Но ведь законы могут быть и несправедливыми, и, следовательно, неправомерными. Всё-таки содержание законов должно учитываться при рассмотрении «законности». Есть мнения, что слепого следования букве закона в принципе не должно быть, не зависимо от самого закона, от его содержания.
Итак, мы видим, что при попытке дать определение многие факты остаются неучтёнными, поэтому к рассматриваемому нами явлению применяется комплексный подход.
Итак, можно выделить три аспекта, если придерживаться данного подхода рассмотрения законности:
1) законность – это правовой метод, побуждающий всех субъектов правоотношений строго соблюдать юридические нормы и другие предписания. Обладание данного принципа универсальностью означает, другие правовые принципы - равенства всех перед законом и судом, неприкосновенности личности, жилища, частной жизни, состязательности, взаимной ответственности личности и государства и др. – без законности не действуют.
Универсальность законности поясняет главенствующее место данного принципа среди других принципов, ведь без законности они не выполняют свою роль;
2) законность – это метод государственного управления обществом. Он констатирует тот факт, что государственные органы имеют правовую основу своей деятельности и определённые правовые рамки, за которые не могут выходить. Органы власти имеют специальные функции и специальные методы, которые соответствуют законодательству. Таким образом, являясь основой деятельности государственных органов, законности – это ещё и критерий качества их работы.
Но для функционирования законности в данном аспекте необходима развитая структура власти, все развитые ветви власти. Законодательная должна принимать законы, исполнительная строго соблюдать их в процессе правоприменения, а судебная – осуществлять защиту закона. Без должного разделения всей государственной деятельности на эти известные три направления, без наличия между ними системы «сдержек и противовесов», законность не сможет воплотить в себе метод государственного управления.
Пусть правовые обычаи, практика и научная доктрина и образуют базу для законности, они её не гарантируют. Качественное законодательство и выстроенная на его основе деятельность государственных органов также не является гарантом. Только соблюдение законности на практике носить реальный характер.
Как уже было сказано, необходимы ветви власти, но в данном случае стоит особенно упомянуть правоохранительные органы. Они важны тем, что имеют в своём распоряжении средства контроля за исполнением действующего законодательства, то есть за стадией реализации законодательства. В качестве таких средств выступает и возможность обжалования действий и решений должностных лиц, и проверка судом соответствия закона Конституции РФ, и многие другие средства поддержания законности. Правоприменительные органы могут использовать доступное им государственное принуждение, если посчитают это необходимым, конечно же, в целях достижения законности.
Безусловно, контроль за деятельностью государства не может осуществляться только его же органами. Стоит сказать, что гражданскому обществу присущ и общественный контроль;
3) самостоятельный аспект законности составляет – режим жизни общества или политики-правовой режим, который отражает верховенство Конституции в правовой системе и её прямое действие. В таком режиме становится возможным установление правовых отношений между государственной властью и личностью. Права и свободы человека становятся приоритетными. Любые социально значимые институты, организации, учреждения подзаконны в своей деятельности, а поведение граждан является правомерным при режиме законности в обществе.
Таким образом, три элемента законности и три ёё понимания – правовой принцип, метод управления и режим жизни общества. Эти значения нельзя противопоставлять друг другу, но можно сравнить. Например, как режим, законность обретает высшую ценность для
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 95. 05.05.2006.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // Российская газета . № 165, 29.07.2006.
9. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. № 25. 13.02.2009.
10. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Российская газета. № 28. 10.02.2011.
11. Приказ МВД России от 30.07.2011 № 891 «О мероприятиях по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России» // URL: https://ви.мвд.рф/upload/site132/document_file/6Prikaz_MVD_Rossii_ot_30_07_2011_N_891_O_meropriyatiyah_po_soz.pdf.
12. Приказ МВД России от 22.08.2012 № 808 (ред. от 12.03.2020) «О создании системы «горячей линии МВД России» // Российская газета. № 218. 21.09.2012.
13. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30957) // Российская газета. № 9. 17.01.2014.
14. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 № 34570) // Российская газета. № 260. 14.11.2014.
15. Приказ МВД России от 27.10.2015 № 1010 (ред. от 11.01.2018) «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2015 № 39780) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.11.2015.
16. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) «О едином учете преступлений» // Российская газета. № 13. 25.01.2006.
Научная и учебная литература
17. Вершинина Е.С., Майорова С.А. Некоторые вопросы работы органов внутренних дел с обращениями граждан // ACTUALSCIENCE. 2015. № 3 (3). С. 115-117.
18. Герасимова Е.В., Жидконожкина О.Н., Луговая О.В. Проблемы соблюдения законности при рассмотрении участковыми уполномоченными полиции обращений граждан // Символ науки. 2016. № 5-3 (17). С. 139-141.
19. Григорьев А.В., Андреева А.В. Работа с обращениями граждан в МВД России по регионам приволжского федерального округа в контексте оптимизации деятельности полиции // Наука. Мысль. 2017. Т. 7. № 3-1. С. 21-25.
20. Гришаков А.Г., Прибытко Ю.А. Деятельность участкового уполномоченного полиции по рассмотрению интернет-обращений граждан // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 15-1. С. 169-171.
21. Зорченко Е.А. Законность как универсальный принцип права, собственные принципы законности // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 25-28.
22. Калинина С.В. Общественный контроль за порядком рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб, 2018. С. 732-735.
23. Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Проблемные вопросы, связанные с организацией деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 153-156.
24. Поезжалов В.Б. и др. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства. Уч.-практ. пособие. Уфа, 2017. 147 с.
Судебная практика
25. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 10. 2016.
Интернет-ресурсы
26. Обзор о рассмотрении обращений граждан и организаций в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации за 2018 год // МВД. РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Departament_deloproizvodstva_i_raboti_s/Informacija_o_rassmotrenii_obrashhenij.
27. Аналитические материалы работы ОП-2 МУ МВД России «Оренбургское» // МВД.РФ. URL: https://xn--90aeecypffmdmv.56.xn--b1aew.xn--p1ai/.